Розничная цена, включающая надбавку, не
Розничная цена, включающая надбавку, не может устанавливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия рыночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при определении розничных цен:
цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);
цену покупателя, выше которой он не будет платить за вещь.
Могут быть, по всей видимости, четыре варианта соотношений данных видов цен.
1-й вариант: цены продавцов и покупателей равны. Тогда блага будут реализованы по равновесной цене.
2-й вариант: цены продавцов и покупателей совсем не совпадают. Товары не будут проданы.
3-й вариант: высокие цены продавцов совпадают только частично с ценами некоторых потребителей, имеющих большие доходы. В этом случае продукты будет покупать привилегированная часть населения.
4-й вариант: цены продавцов соответствуют ценам основной части покупателей. Тогда откроется массовая реализация товаров.
Пожалуй, ясно, что в 1-м и 4-м вариантах торговая прибыль может быть получена полностью, в 3-м - частично, а во 2-м случае никакой прибыли не будет.
После того как рассмотрены все основные условия образования торговой прибыли, выясним вопрос: в каком соотношении находятся нормы прибыли в промышленности и в сфере обращения?
Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если промышленная фирма станет непосредственно заниматься реализацией своей продукции, то ей потребуются дополнительные денежные средства для организации сложной сети розничной торговли. Однако по мере роста размера авансированного капитала предприятия норма прибыли будет снижаться. В силу этого организаторы промышленного бизнеса выбрали альтернативный вариант. Они поступились частью прибыли, чтобы уменьшить оптовую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная выгода. Во-первых, торговые посредники получили возможность получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и продавая их по большей розничной цене. При этом последняя могла и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную реализацию своих изделий. К тому же ускорился оборот капитальной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю сумму от продаж продукции по оптовым ценам. А такое ускорение, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.
После разделения бизнеса на его специализированные виды - промышленный и торговый - между ними развернулось острое соперничество за получение большей величины прибыли на равновеликий капитал. Однако еще в период классического капитализма свободная конкуренция вызвала тенденцию к выравниванию нормы прибыли и промышленных, и торговых предпринимателей. Когда, допустим, более высокой доходности достигал промышленный бизнес, то в индустриальную сферу устремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к снижению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля, то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конечном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли.
Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле усилилось при монополизации в современной экономике. Эта тенденция особенно укрепилась вследствие интеграции крупного промышленного и торгового капитала.