При законодательном определении размеров пособий


Глава 1 Глава 2



При законодательном определении размеров пособий по без­работице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно опре­делить, на каком уровне установить пособие безработному Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и стра­дания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды.
Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возмож­ностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительные срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок мате­риальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.
В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжи­тельность их выплаты составляли:
в США- 36% заработка в течение 14 недель;
в Японии- 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от - возраста безработного и других условий;
во Франции - 40 франков в день в дополнение к 42% за­работка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение Злет;
в Великобритании - 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.
В Российской Федерации в соответствии с Законом “О за­нятости населения” (от 19 апреля 1991 г.) также создана опре­деленная система социальной защиты от безработицы. Она вклю­чает следующие меры:
образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;
гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих раз­мерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;
лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
после истечения срока выплаты пособия по безработице ока­зываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, комму­нальными услугами, общественным транспортом, услугами здра­воохранения и
общественного питания).
Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.
В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетных здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. В связи с этим возрастает доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (сей­час на эти цели идет около 20% всех государственных средств на проведение политики занятости). Усилен также контроль за активностью безработных и ведется более строгий учет их об­ращений к предпринимателям по поводу трудоустройства.
На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас приступим к изучению второй составляющей индекса нищеты.



Содержание раздела