Социальные фонды


Глава 1 Глава 2


Наконец, преимущественно в Швеции, Финляндии, Норве­гии, Канаде и Исландии утвердилась “универсальная” система социального обеспечения. Здесь право на пенсию имеют все граж­дане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. Пенсии выплачиваются в одинаковых для всех твердо фиксированных размерах. Средства на выплаты создаются путем взимания особого налога со всех граждан с 16-18 лет до пенсионного возраста (в Швеции и Норвегии, например, пенсионный возраст для мужчин 67 лет).
В условиях государственного социализма в нашей стране социальная инфраструктура приняла форму общественных фондов потребления - материальных, культурных благ и услуг, которые поступают в совместное или индивидуальное потребление сверх оплаты по труду. Так, в 1990г. выплаты и льготы, полученные из общественных фондов потребления в среднем на одного ра­бочего и служащего, составили 40% к уровню заработной платы.
Общественные фонды потребления - это прежде всего за­траты государства, позволявшие всему населению бесплатно пользоваться услугами учреждений просвещения и культуры (бес­платны в основном среднее и высшее образование и повышение квалификации), здравоохранения и физической культуры. Фонды обеспечивали выплаты неработающему населению (пенсии по старости и инвалидности) и пособия (стипендии студентам и аспирантам, пособия малообеспеченным и многодетным семьям и др.), а также оплату всем работникам очередных отпусков и дотацию на жилье.
При переходе к рынку в нашей стране преодолеваются серь­езные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека сво­бодного выбора, а все общество - многообразия. Налицо также обезличка и уравнительность в получении благ. Уровень их по­требления не зависит от индивидуальных и коллективных ре­зультатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.
Однако развитие рыночных и коммерческих отношений в сфере социальных услуг должно иметь свои пределы. Опыт всех стран мира бесспорно свидетельствует, что социальные фонды государства играют чрезвычайно важную роль в жизни общества - создается научный, социальный и культурный потенциал для его будущего развития. Здесь реально обеспе­чиваются гуманистическая и демократическая направленность хозяйства, социальная защита нетрудоспособных членов об­щества. Эффективное использование рассматриваемых фондов позволяет решать социально-демографические задачи (укреп­лять семьи, оказывать материальную помощь многодетным, повышать качество народного образования и медицинского обслуживания).
Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государ­ственное регулирование может упускать преимущество рыноч­ного воздействия на производство - подъема его экономической эффективности.
Государство пытается решать социальные про­блемы наиболее доступным для него способом: увеличивать на­логи и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании товаропроизводителей и подорвет экономические источники со­циального прогресса.
Как же избежать противопоставления двух стратегических целей макроэкономики - достичь максимальной экономической эффективности производства и добиться наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности?



Содержание раздела