ляции резко изменилась экономическая психология


Глава 1 Глава 2


Не приходится удивляться, что в условиях постоянной инф­ ляции резко изменилась экономическая психология людей. У них появился особый “сдвиг” в психике, который назван адап­тивным (лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) инф­ляционным ожиданием. С этим связана новая модель поведения покупателей:
потребители твердо верят в тенденцию роста цен;
люди сокращают сбережения, которые обесцениваются, и увеличивают спрос (чтобы уменьшить потери от инфляции);
спрос еще больше превышает предложение. Тем самым по­купатели провоцируют (подстрекают) рост цен. В итоге потре­бители не уменьшают, а в конечном счете увеличивают собст­венные потери от инфляции.
Подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, на­зывают инфляцией спроса.
Однако современные “сдвиги” в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инф­ляцию.
Что же это за факторы нестабильности денежного обращения? Их можно четко представить, если мы вновь обратимся к рассмотренной формуле товарно-денежного обращения. В ее ле­вой стороне указано предложение денег (Д · О), а в правой - спрос на них (Ц · Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции - на стороне предложения или на стороне спроса денег?
Экономисты-теоретики разошлись на противоположные по­зиции, разрешая данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распростра­ненной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег в обращении (в этом существо так называемой количе­ственной теории денег);
б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государ­ство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются несимметричными, Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы. Однако эта часть должна быть уравнена с правой частью формулы.
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены благ зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже несимметричны, поскольку учитывают только правую часть указанной формулы. При этом не усмат­ривается определенная зависимость суммы цен произведенных вещей (правой части) от количества денег (от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к заключению:
нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную право­мерность двух рассмотренных позиций;
каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне пред­ложения денег, и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.



Содержание раздела