ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ


зМБЧБ 1 зМБЧБ 2


Сущность и роль бюджета
Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.
В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. При­мечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.
Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обес­печении экономического роста и занятости работников.
Путем изменения уровня расходов и налогообложения пра­вительства могут регулировать объем совокупного спроса (ве­личину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налого­обложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает умень­шение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру
Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кре­дита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объ­ема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.
Бюджетный механизм служит важным инструментом долго­срочной структурной политики. Он используется для более бы­строго развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в эко­номическом отношении регионов.
Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рас­сматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначе­ние бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.
Подавляющая часть всех доходов бюджета западных госу­дарств образуется за счет налогов (90% поступлений на цент­ральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих ос­новных видов поступлений: подоходного налога, налога на кор­порации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивиду­альный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются неза­висимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, го­норары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчиты­вается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода де­лится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция) При этом размер минимальной налоговой ставки составляет от 10 до 25%, максимальной - от 28 до 70%.



Содержание раздела